Реализуем ФГОС ДО
С 1 января 2014 года вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации.
В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Согласно стандарта, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
28 марта в ДОУ прошел педагогический совет на тему: «Оптимизация предметно — развивающей среды в детском саду, обеспечивающей развитие игровой деятельности воспитанников, как ведущей для детей дошкольного возраста».
Перед педагогами поставлены цели создания в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной, полифункциональной, безопасной игровой развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
В ходе тематической проверки выявлены уровни творческого подхода педагогов в обновлении игровой среды, пособий, обогащении центров новыми материалами и изменении организации пространства в течение года в рамках тематических недель. Опытом работы обменивались опытные и молодые педагоги ДОУ. Каждый в своей презентации рассказывал о приемах по формированию развивающей и игровой среды группы.
Воспитателям дано задание сформировать в условиях группы информационный банк педагогических идей по оперативному изменению среды по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.
Определены уровни освоенности игровой среды с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и учетом уже освоенного материала.
Приказом председателя департамента образования администрации города Липецка от 17.04.2014г «О муниципальной пилотной (стажировочной) площадке по введению федерального государственного стандарта дошкольного образования» ДОУ № 14 г. Липецка присвоен статус пилотной (стажировочной) площадки по внедрению ФГОС ДО.
В дошкольном учреждении разработан план по созданию условий и порядка организации деятельности ДОУ в статусе пилотной площадки, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Деятельность педагогического коллектива направлена на введение в пилотном режиме федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Основными направлениями деятельности пилотной (стажировочной) площадки являются:
3.1. Создание нормативно-правовых условий:
- разработка нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ДО;
- подготовка проекта приказа о введении ФГОС ДО;
- разработка плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ;
- внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность ОУ, в должностные инструкции педагогических работников;
- заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками.
3.2. Создание кадровых условий:
- планирование поэтапного повышения квалификации педагогических работников и администрации ОУ по вопросам введения ФГОС ДО;
- организация и проведение повышения квалификации в рамках ОУ;
- участие в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня по сопровождению введения ФГОС ДО.
3.3. Создание финансово-экономических условий:
- корректировка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;
- расчет потребности в расходах образовательного учреждения необходимых для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.4. Создание информационно-методических условий:
- изучение в коллективе базовых документов ФГОС ДО;
- разработка основной образовательной программы дошкольного образования;
- создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО в ОУ;
- обеспечение публичной отчетности о ходе и результатах введения ФГОС ДО;
- размещение на сайте ОУ и в печатных изданиях информации о процессах подготовки к введению и переходу ОУ на ФГОС ДО.
3.5. Создание материально-технических условий:
- приведение материально-технической базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО;
- оснащение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- создание санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса
Документы
- ФГОС дошкольного образования. (1,67 МБ, pdf)
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". (109,00 КБ, doc)
- Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". (172,00 КБ, doc)
- Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 №01-52-22/05-382 "О дошкольных образовательных организациях". (34,50 КБ, doc)
- План ФГОС (131,54 КБ, pdf)
- Дорожная карта (3,31 МБ, pdf)
- Особенности введения ФГОС ДО (59,87 МБ, pdf)
- Презентация "Что такое стандарт ДО" (471,31 КБ, pdf)
- Презентация "ФГОС ДО" (13,07 МБ, pdf)
- Родителям о ФГОС ДО (406,42 КБ, pdf)
- Перспективы развития образования Российской Федерации (16,22 МБ, pdf)
- ФГОС ДО проблемы внедрения и пути их решения (826,60 КБ, pdf)