Музей русского быта
Мини-музеи русского быта в ДОУ как средство формирование патриотических чувств у детей
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
- введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.
- деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.
- осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Соблюдение принципов:
- Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
- Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные:
- усвоение информации;
- стимулирующей интерес к народному быту
- использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса
Развивающие:
- активация мышления;
- развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
- развитие зрительно-слухового восприятия;
Воспитательные:
- формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
- формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские:
- формирование умений, навыков;
- формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Направления инновационной работы:
- Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, детской школы искусств и др.
- Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
- Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
Цель и задачи развития музея:
Целью создания нашего музея стало:
- Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
- Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
- Знакомить с русским народным фольклором.
- Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
- Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее:
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Содержание экспозиции. В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон:
- Красный угол;
- Горница;
- Бабий кут.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
- «Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
- «Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
- «Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
- «Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
- «Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
- «Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
- «Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
- «Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
- «Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
- «Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
В одном из корпусов ДОУ на участке представлена экспозиция предметов крестьянского труда (Музей под открытым небом): лемеха от сохи, колесо, хомут, ступа, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы.
В перспективе планируем шире использовать в работе музея информационно-коммуникативных технологий.